Советы – это форма государственной власти рабочих, вырастающая из их объединения в стачечные и забастовочные комитеты. Выдвижение депутатов в Советы, в отличие от парламента, происходит не по территориальному принципу, а от производственных коллективов, благодаря чему реализуется важнейший принцип – принцип отзыва депутатов.
Теперь, с высоты пройденных лет, становится понятно, что рабочим для того, чтобы организовать Советы, практически ничего не нужно, кроме собственной организации в профсоюзы и забасткомы. Не нужно никого спрашивать, не нужно дожидаться разрешений от менеджмента или государственного начальства. Ведь в 1905 году рабочие делегаты от предприятий создали Советы без всяких просьб и разрешений. И управляли городом Иваново–Вознесенском два с половиной месяца. Также явочным порядком Советы были воссозданы в гораздо более широких масштабах в 1917 году. Стоит помнить, что в конце XIX — начале XX веков забастовки были прямо запрещены, а зачинщиков и участников привлекали к уголовной ответственности. А сегодня власть, можно сказать, содействует организации профсоюзов, созданию и совершенствованию коллективных договоров, законодательно обеспечивает права бастующих. Короче, ничто не мешает хоть сейчас создавать Советы и включаться в государственное управление ещё на почве буржуазной демократии.
Ничто! Кроме собственной незаинтересованности, неподготовленной воли и недостаточной организованности профсоюзной и партийной жизни рабочих. Ну и, конечно, было и будет сопротивление собственников предприятий и администрации. Однако та же история прошлого века показывает, что идея организации в профсоюзы и Советы довольно быстро овладевает трудящимися, когда социальные условия созрели и есть группы людей и политические организации, готовые всеми силами помогать созданию Советов хотя бы в крупнейших городах России. Так что путь Советам открыт…
Профсоюзы, возникшие в период революции 1905-1907 годов, были к 1917 году почти полностью разгромлены. Поэтому в 1917 году их пришлось практически создавать заново, помня их революционную роль и значение в первой русской революции. Также и сегодня после победы буржуазной контрреволюции Советы нужно создавать заново.
Примеры успешной борьбы в современной России.
Авиадиспетчеры
От авиадиспетчеров напрямую зависит организация воздушного движения. Речь идёт о многотысячном коллективе с подразделениями от Калининграда до Петропавловска-Камчатского. Профсоюз авиадиспетчеров добился забастовкой того, что было нормой для зарубежных коллег: 36-часовой рабочей недели и дополнительного оплачиваемого отпуска в 39 дней.
Представители буржуазного государства-работодателя отчаянно сопротивлялись. В ход шли незаконные увольнения, возбуждение уголовных дел, травля, угрозы и наконец запрет на проведение забастовок, включенный в Воздушный кодекс. Но благодаря сплочённости и стойкости коллектива уволенных восстанавливали, уголовные дела против активистов закрывали, а вместо забастовок пытливые авиадиспетчеры использовали коллективные действия, не запрещённые законами, но по своим результатам эквивалентные забастовкам. Так авиадиспетчеров не допускали к работе по медицинским показаниям. Сперва они коллективно голодали, а когда голодовки запретили, стали коллективно переедать. Или устраивали забеги, что приводило к повышению давления.
В конце концов, работодатель понял, что профсоюз всегда найдёт, как отстоять свои интересы коллективными действиями. Убедился он и в том, о чём всегда говорил профсоюз: чем лучше авиадиспетчерам, тем эффективнее работа госкорпорации по организации воздушного движения. Вот причина уступок работодателя требованиям авиадиспетчеров и его большей сговорчивости в последние годы.
ФПАД добился принятия коллективных договоров, предусматривающих зарплату авиадиспетчеров на уровне, достигающим 200 тысяч рублей в месяц; 36-часовую рабочую неделю, дополнительные оплачиваемые отпуска; бесплатное санаторно-курортное лечение; 50% компенсацию расходов на аренду жилья молодым специалистам; предоставления им через год работы 700 тысяч рублей для покупки квартиры; выплаты уходящим на пенсию годового заработка итд. Результаты для российских работников выдающиеся!
Докеры-механизаторы
Коллективные трудовые споры в морском порту Санкт-Петербурга проходили не раз. Здесь работники объединены в боевую профсоюзную организацию Российского профсоюза докеров и неуклонно добиваются повышения своей социальной защищённости.
Для заключения коллективного договора забастовочный комитет использовал бессрочную забастовку в виде остановки работы на 1 час в день. По оценке исполнительного директора такие действия приводят к потерям около 1 млн. долларов ежемесячно в ценах 2005 года. При этом увеличилось свободное время работников, зарплата уменьшилась незначительно, а у работодателя появился стимул пойти навстречу профсоюзу.
Опыт ЗАО «Первый контейнерный терминал» и ЗАО «Нева-Металл» показывает, что рабочие стремятся не только улучшить своё положение, но и увеличивать финансовые показатели всего частного предприятия. Рабочие знают как повысить эффективность предприятия и повышают эффективность при улучшении условий труда. А владельцы других стивидорных компаний (такие, как миллиардер Лисин) намерено разрушали и продолжают разрушать производства.
Рабочие морского порта наделяли свои забасткомы всеми необходимыми правами как для сохранения производства, так и для защиты гражданских прав работников.
Медики
Одной из самых успешных кампаний профсоза «Действие» на сегодняшний день остается так называемая «итальянская забастовка» участковых педиатров в Ижевске в апреле 2018 г. Закон прямо запрещает проведение забастовок медицинскими работниками, но «итальянка» – де-юре не забастовка. Суть «итальянской забастовки» состоит не в прекращении работы, а в переходе к «работе по правилам» – то есть в соответствии с нормами Трудового кодекса, без переработок и сверхнагрузок, незаконно навязываемых медработникам администрацией лечебных учреждений. Итогами «итальянки» стали:
отмена «штрафной» системы;
повышение зарплат медиков Удмуртии на 30-50%;
обновление автопарка.
На финансирование правительством было найдено 680 млн. рублей. Были запущены «веерные» проверки Минздрава России, выявившие нарушения трудового законодательства в 47 субъектах РФ. Это был первый опыт использования такой формы борьбы как «итальянская забастовка» в отрасли здравоохранения современной России. В сентябре 2018 ячейка профсоюза «Действие» достигла численности 900 человек. А к 2021 профсоюз «Действие» официально получил общероссийский статус.
Казахстан
В 2021-2022 гг. казахстанские промышленные районы были охвачены забастовками. Рабочие Казахстана демонстрировали замечательный пример массовости и организованности: они выдвигали требования и останавливали производства, и это при попытках буржуазного правительства жёстко подавить забастовочное движение. В результате в короткий срок капиталисты были вынуждены удовлетворять требования о повышении зарплаты в размере от 20 до 100%, об увеличении размера премий, об увеличении количества дней отпуска, об обновлении оборудования и др.
К сожалению, в Казахстане нет партии рабочего класса – партии, способной соединить рабочее движение и научный коммунизм. Поэтому бастующие рабочие практически не вели борьбу за заключение прогрессивных коллективных трудовых договоров и завершали забастовки после повышения зарплаты. Это хороший результат, но через несколько месяцев цены снова поднимут, а зарплаты – нет. Забастовочное движение надо использовать для создания органов, объединяющих делегатов от бастующих коллективов, что прямо предусмотрено трудовым законодательством Казахстана.
В 2022 году по Казахстану прокатилась волна уличных акций. Ленин писал: «Не на беспорядки и бунты, а на сознательную революционную борьбу зовут большевики пролетариат, беднейших крестьян и всех трудящихся и эксплуатируемых», поэтому Фонд Рабочей Академии настойчиво приглашает казахстанцев вступать в Красный университет и в Рабочую партию России.
Российский комитет рабочих
РКР проводится более 25 лет. Преобладающим содержанием в деятельности РКР является обмен опытом борьбы рабочих организаций, обсуждение насущных и перспективных задач такой борьбы и выработка рекомендаций по решению этих задач. Это придает РКР черты семинара по рабочему движению.
И все же это необычный семинар. Хотя его постановления имеют рекомендательный характер, но участники РКР руководствуются ими в своей практической деятельности, ведут агитационную, просветительскую, воспитательную деятельность в своих коллективах, творчески находят подходы к выполнению этих рекомендаций, а РКР постоянно рассматривает ход реализации поставленных задач.
Профсоюзные организации, направлявшие своих представителей на заседания РКР, использовали эти встречи для организации коллективных действий в широких масштабах. Так в 1994 г. по инициативе РКР дважды осуществлялась приостановка работы на ряде российских предприятий (в Морском торговом порту Санкт-Петербурга, на ленинградском «Пролетарском заводе», на нижегородских заводах «Красное Сормово», «Электромаш» и др.) с требованием понижения налогов на производителей с целью спасения отечественного производства.
В результате работы над проектом Трудового Кодекса впервые в своей российской истории профсоюзное движение получило программу, содержащую комплекс требований, выражающих коренные интересы рабочего класса, всех наёмных работников – сокращение рабочего дня до 6 часов и увеличение зарплаты до уровня рабочей силы. Наличие такой программы – предпосылка единства действий профсоюзов, необходимого для их успешной борьбы.
Заключение
На рынке встретились два равноправных человека: капиталист-работодатель и наёмный рабочий. При столкновении равных прав решает сила. Рабочий класс силе капиталиста может противопоставить только организованную борьбу. Наиболее острое оружие рабочего класса – забастовка. Коллективы, которым законом прямо запрещено проведение забастовок, необходимо находить формы коллективных действий, по своей силе эквивалентные забастовкам.
История Советов убедительно показала, что они – порождение профсоюзной и забастовочной борьбы на производстве и могут развиваться только в теснейшей связи с производством. Производственные единицы – основа Советов, поскольку на производстве сосредоточен организованный рабочий класс. Поэтому зависимость здесь проста: есть производство – значит, есть рабочий класс, а если есть рабочий класс – значит, возможны Советы. Профсоюзы уже объединяют рабочих, разбросанных на большой территории, для решения своих экономических задач. А профсоюзы, забасткомы и стачкомы, объединённые в Совет, могут и должны координировать действия работников различных предприятий, направленные на решение политических задач. Объединение подобных Советов в «Совет Советов» или «Съезд Советов» – путь к двоевластию и социалистической революции.
Но Советы не рождаются сами собой и даже могут погибнуть, если нет соответствующей им активности и мощи рабочего класса, если нет воли взять власть и осуществлять свою власть. Если люди не могут постоять за свою зарплату, за своего товарища, то ни о какой серьёзной успешной борьбе за власть не может быть и речи. Те, кто сегодня не могут управлять даже фабрикой, не смогут управлять целой страной. Коллективный договор нужно отстаивать всеми доступными законными способами. Отстаивать его, как наши деды на фронте отстаивали Родину. И отступать нам некуда: за нами наши рабочие места, наши условия труда, наша зарплата, благополучие наше и наших семей.
Современная история бывших советских республик, а ныне буржуазных государств, показывает, что коллективные действия и сегодня делают буржуазные законы и предписания недействительными. То здесь, то там появляются проблески диктатуры пролетариата. Рабочие диктуют свою волю, и буржуазия вынуждена уступать. И таков закон исторического развития.